«Уроки будущего» получают новый виток: перспективы армяно-грузинских отношений в сфере экономики и логистики в центре внимания молодых ученых и студентов

29 октября на базе Армянского государственного экономического университета прошла вторая лекция в рамках совместного проекта молодежной общественной организации «Консенсус» и Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. На этот раз темой обсуждения молодых ученых и студентов оказались вопросы армяно-грузинского политико-экономического сотрудничества и логистики. Мероприятие привлекло значимый интерес среди молодой аудитории, особенно, учитывая, что именно армяно-грузинские отношения являются ключевыми для обеих стран в плане создания взаимоприемлемых условий для региональной стабильности и сотрудничества, однако в то же время, данная тема не часто становится объектом исследования и дискуссии.

Лекторами в рамках мероприятия выступили Д.Г. Меликян (научный сотрудник Центра региональных исследований академии государственного управления Республики Армения) и А.А. Габриелян (президент МОО «Консенсус», специалист международных связей ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»).

Меликян отметил исторические предпосылки для формирования текущих особенностей армяно-грузинских отношений в их политическом и экономическом контекстах. В частности, геополитические события, повлекшие обострение грузино-российских отношений в 2008 году не могли не сказаться как на армяно-грузинских, так и на грузино-азербайджанских отношениях. По словам эксперта, грузинская сторона готовилась провести большой армяно-грузинский экономический инвестиционный Форум, с участием также и армянских предпринимателей из России, однако, данное мероприятие так и осталось не проведённым. В общих же показателях эксперт отметил, что армянские инвестиции в Грузию превышают грузинские вложения в экономику Армении.

«Особенно большой популярностью среди армянских бизнесменов в Грузии пользуется сфера туризма, в частности, наши предприниматели инвестируют в Аджарию. Сами армянские туристы также предпочитают грузинские курорты. Грузия для Армении более важна, чем Армения для Грузии», — отметил эксперт.

Тем не менее, важность Армении для Грузии занимает отнюдь не последнее место во внешнеэкономических планах последней. Меликян обратил внимание, что в этом году должно начаться строительство линии электропередач между армянским Разданом и грузинским Марнеули, что означает начало экспорта электроэнергии Грузии через Армению в Иран. Одновременно с этим, Грузия придерживается политики диверсификации и в сфере логистики, упомянув железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, который может быть сдан в эксплуатацию в ближайшие два года.

Тему продолжил специалист ЗАО «ЮКЖД» А. Габриелян, который подчеркнул необходимость осознания значимости железнодорожной инфраструктуры для Армении, как для страны, находящейся в транспортной блокаде. По словам Габриеляна, на сегодняшний день у Армении два пути выхода из подобного тупика посредством реализации железнодорожных проектов Армения-Грузия-Россия, а также армяно-иранского железнодорожного проекта. Тем не менее, до конца определить реальность подобных планов пока сложно. Прямое железнодорожное сообщение между Арменией и Россией через Грузию сегодня продолжает во многом оставаться зависимым от политической составляющей: существующая железная дорога пролегает через территорию Абхазии. Грузия отказывается признавать независимость последней и эксплуатировать дорогу в направлении России, что, естественно, становится проблемой для Армении, которая может доставлять товары по железной дороге лишь до порта Поти.

На вопрос аудитории о том, почему Россия не проявляет большую инициативу в данном направлении (ЗАО «ЮКЖД» является дочерним предприятием ОАО «РЖД», созданным в результате концессионного договора в 2008 году), Габриелян подчеркнул необходимость разграничения частной и государственной политики. По его словам, ОАО «РЖД», как хозяйствующий субъект экономических отношений не может решать политические вопросы по открытию грузино-абхазского участка пути, вместе с тем, политическая воля на государственном уровне руководства Грузии и России может создать условия для определенных подвижек по данному вопросу.

«Проект строительства железной дороги Армения-Иран также пока под вопросом. Если в случае с первым проблема носила политический характер, то в данном случае, задача заключается в определении рентабельности эксплуатации дороги Армения-Иран, сроки окупаемости которой не привлекательны. Тем не менее, готовность вложить капитал в строительство армянского участка пути уже выразили китайские инвесторы, которые имеют собственные геостратегические интересы в регионе. Кроме того, при идеальном сценарии, дорога Армения-Иран может стать непосредственным конкурентом текущим региональным проектам, а также кратчайшим путем соединения восточно-европейских стран с Ираном и далее, со странами Персидского залива, что, несомненно, позволит говорить о настоящем транзитном потенциале Армении, ее интеграции в значимые международные инициативы и транспортные коридоры», — заключил Габриелян.

Реклама